Кому на руку грипп?

По мере того, как страну начали охватывать панические настроения, стали шириться и разговоры о том, что ситуация вокруг эпидемии гриппа искусственно нагнетается правительством, чтобы отвлечь общественность от «педофильного» скандала, а заодно поднять рейтинги Юлии Тимошенко. Оказавшись в гуще событий, премьер по полной может отыграть роль матери-спасительницы, чтобы расширить круг своих избирателей. Но даже удачно справившись с эпидемией, лидеру «бело-сердечных» все равно не удастся избежать второго тура выборов.

Скандалы им не страшны

В октябре большинство регулярно работающих социологических компаний и альянсов обнародовали результаты проведенных исследований. Все они оказались примерно одинаковыми: в первом туре голосования за Юлию Тимошенко готовы отдать свои голоса порядка 22% опрошенных, за Виктора Януковича — около 30%. Примечательно, что рейтинги главных претендентов на президентский пост растут, несмотря на скандалы и интриги, которые плетут друг против друга оппоненты: с лета позиции и премьера, и лидера «регионалов» лишь укрепились. Юлии Владимировне не помешали ни мрачная история с обвиненным в убийстве и сбежавшим экс-депутатом Виктором Лозинским, ни обвинения в возможном объединении с Партией регионов, ни «педофильский» скандал, ни откровенный проигрыш в вопросе повышения социальных стандартов. Виктору Януковичу в этом смысле тоже повезло: единственный мало-мальски существенный компромат, который на него могли накопать недоброжелатели, — махинации с дачей в Межигорье — не пошатнул его позиций.

«Искать компромат на Виктора Федоровича — дело неблагодарное. О нем все известно, его рейтинг вряд ли можно испортить таким образом», — говорит социолог Ирина Бекешкина. Но и подниматься ему уже особо некуда. «Избиратели Юлии Тимошенко, даже разочаровавшись в ней, не пойдут голосовать за лидера «регионалов». В лучшем случае поставят галочку в графе «против всех», в худшем — вовсе не придут на выборы. Эффект от его заявлений и действий сегодня — это укрепление существующих сторонников в мысли, что они сделали правильный выбор, да еще привлечение немногочисленной когорты неопределившихся. А вот задача премьера посложнее — сконцентрировать вокруг себя посторанжевый лагерь. Хотя еще очень большой вопрос, пойдут ли избиратели Виктора Ющенко, Анатолия Гриценко, Арсения Яценюка голосовать за нее во втором туре», — добавляет эксперт.

В целом же, по мнению социологов, скандалами электорат уже не удивить. «Люди воспринимают их как обычное явление в преддверии выборов. Мол, мы знали, что вы на это способны. Думаю, единственное, что сегодня может как-то взбудоражить массы, так это информация о том, что кто-то из кандидатов — каннибал. На меньшее потенциальный электорат просто не отреагирует», — иронизирует руководитель социологической службы Центра им. А. Разумкова Андрей Быченко.

Кашель в помощь

История с эпидемией гриппа тоже вряд ли подпортит показатели двум кандидатам. Лидер ПР будет набирать очки на критике действий правительства, а премьер — изводить электорат отчетами в прямом эфире о проделанной работе. При этом даже если реально ничего делаться не будет, то уже одна только массированная информационная кампания даст свои положительные плоды. По словам социологов, эпидемия настолько отдалила людей от приближающейся избирательной кампании, что любые шаги кандидатов, не касающиеся гриппа, проходят незамеченными. А поскольку о болезни говорят в основном Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, то другие претенденты на президентское кресло постепенно забываются. Их рейтинги ослабевают, и за счет этого подпитываются показатели главы правительства и лидера оппозиции.

Уже сегодня очевидно, что Юлия Владимировна ушла далеко вперед в четко спланированном информационном сопровождении «отчаянной борьбы». Чуть ли ни ежедневные селекторные совещания, где как мальчиков в прямом эфире отчитывают губернаторов; бютовские палатки в пострадавших регионах, в которых бесплатно раздают марлевые маски; поездки по эпицентрам эпидемии; создание сети госаптек, в которых будут «самые социальные цены» (и, по счастливой случайности, — море символики БЮТ); встречи самолетов с лекарствами — все это звенья одной цепи. Единственное, чем смог ответить на это Виктор Федорович, — сбором средств пострадавшим и обвинениями премьера в том, что она свезла на Майдан людей из гриппозного очага. Заявления «регионала» Ярослава Сухого о причастности бютовца Богдана Губского к спекулятивному завышению цен на препарат «Тамифлю» (его брат, Андрей Губский, якобы является директором «спекулировавшей» компании «Оптима фарм»), утонули в море информационных потоков об успехах Кабмина, проверках налоговой, Антимонопольным комитетом, Госинспекцией по контролю за ценами и КРУ аптек, фармпредприятий и связанных с ними компаний-поставщиков.

Не гриппом единым

Однако «гриппозного» повышения рейтингов можно ждать не более чем на несколько процентных пунктов. Для радикальных изменений нужны и радикальные действия. «Понятно, чем закончится эта история: эпидемию рано или поздно героически победит Юлия Тимошенко, потому что у нее для этого есть все рычаги. Поэтому из нее она точно выйдет победителем, независимо от методов, которыми будет бороться с гриппом. Людям нравится, когда ужасные истории заканчиваются хеппи-эндом, и руководители ее кампании это понимают. Однако чтобы преодолеть существующий между двумя кандидатами разрыв в 11-12%, нужно приложить гораздо больше усилий. Не исключено, что Юлия Владимировна пойдет на чрезвычайные мероприятия — например, начнет сама показательно шить маски или по ночам встречать каждый самолет с лекарствами», — иронизирует Ирина Бекешкина.

У премьера уже был опыт стремительного роста рейтингов — за несколько недель до выборов в парламент в 2006 г. Тогда симпатии избирателей к ней резко упали после того, как БЮТ вместе с ПР голосовал за отставку правительства Юрия Еханурова. И что после этого сделала г-жа Тимошенко? Она ринулась на Западную Украину и проводила там по четыре-пять митингов в день, по два часа на морозе в туфельках на высоких каблуках. Людям такое нравится. У Виктора Януковича, в силу того что он все последние годы мог стабильно заручиться поддержкой 30% населения, такого опыта нет. Впрочем, как нет и опыта существенного обвала рейтинговых показателей.

Но во втором туре основную роль будут играть ответы на другие вопросы, которые сегодня остаются загадкой и для социологов, и наверняка для самих кандидатов. За кого проголосуют избиратели Арсения Яценюка, Виктора Ющенко, Анатолия Гриценко, других кандидатов (совокупно это около 50% избирателей)? Придут ли они вообще на выборы? За кого отдадут свои голоса те, кто не определился? Скольких своих сторонников смогут еще мобилизовать премьер и лидер оппозиции? И вообще, кто эти сторонники? Ведь страна уже не поделена так явно, как это было в 2004 г. По данным исследований, Виктор Янукович спокойно набирает 9% в Западной Украине, что раньше было просто немыслимо. А Юлия Тимошенко — до 10% в Донецкой, Луганской, Харьковской областях.

Эпидемия гриппа — лишь незначительный фактор, от которого зависит разве что физическое присутствие конкретных избирателей на участках. Поэтому видеть в ней явную предвыборную подоплеку и строить какие-либо планы относительно получения от борьбы с недугом политических бонусов не стоит ни одному, ни другому лагерю.