Аутизм от автомобилей с больших дорог
Ученые предполагают, что повреждение клеток мозга и рост числа случаев аутизма могут быть связаны с загрязнением атмосферы выхлопными газами автомобилей.
Запруженные машинами городские улицы сегодня становятся для ученых лабораторией, где они изучают влияние автомобильных выхлопов на мозг человека. Результаты исследований и лабораторных экспериментов говорят о том, что на каждом этапе жизни воздействие вредных выбросов заметно сказывается на наших умственных способностях, интеллекте и эмоциональной стабильности. Сейчас над этой проблемой работают все больше ученых, пишет The Wall Street Journal.
Федерика Перера из Колумбийского университета с коллегами изучает связь между воздействием загрязнителей в период внутриутробного развития и его последствиями для умственных способностей ребенка. В 1998 году исследователи начали собирать данные с помощью специальных мониторов, фиксирующих состояние атмосферы. Приборы раздали сотням беременных женщин. После рождения примерно у половины младенцев в ДНК наблюдался отчетливый биохимический след повышенного атмосферного загрязнения.
К трехлетнему возрасту у таких детей наблюдалось относительное замедление в развитии умственных способностей. К семи годам в этой группе отмечался более высокий риск возникновения тревожности, депрессии и нарушений внимания, сообщили исследователи в журнале Environmental Health Perspectives.
К похожим выводам пришли независимые исследовательские команды из Нью-Йорка, Бостона, Пекина и Кракова: дети в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферы в среднем демонстрируют худшие результаты в тестах по оценке интеллекта и более склонны к депрессии, беспокойству и нарушениям внимания по сравнению со сверстниками, выросшими в более экологически чистых регионах. Атмосферные выбросы могут также повышать риск болезни Альцгеймера и усиливать проявления болезни Паркинсона, пишет The Wall Street Journal.
Исследователи медицинского факультета Университета Южной Калифорнии проследили, что среди детей, рожденных матерями, живущими в пределах 300 метров от крупной автомагистрали в Лос-Анджелесе или Сан-Франциско, вероятность аутизма вдвое выше, независимо от пола и этнической принадлежности самого ребенка, возраста матери, влияния табачного дыма и прочих факторов. Выводы были опубликованы в этом году в журнале Environmental Health Perspectives.
«Если судить по нашим данным, по-видимому, получается, что загрязнение атмосферы является одним из факторов риска для аутизма», — комментирует Хизер Волк. Тем не менее, потенциальных факторов воздействия — генетических и экологических — так много, что слишком рано бить тревогу.
Недавние исследования показали, что если вдыхать загрязненный воздух городских улиц всего 30 минут, это усиливает электрическую активность в зонах мозга, отвечающих за поведение, характер и принятие решений, то есть приводит к изменениям, которые указывают на стресс. 90 дней пребывания в городе и поглощения обычного городского воздуха с высоким содержанием автомобильных выхлопных газов может изменить механизм «включения» и «выключения» генов у пожилых людей. К таким выводам пришли исследователи Колумбийского и Гарвардского университетов.
Ситуация на дорогах год от года становится все более напряженной. Без сомнений, легковые автомобили и грузовики сегодня стали более экологичными, чем в 1970 году, и объем загрязнения от транспортного средства в десять раз меньше по сравнению с тем периодом, отмечает The Wall Street Journal. Тем не менее, автомобилей на дорогах становится несопоставимо больше. Количество транспортных средств на американских дорогах за прошедшее десятилетие выросло на 20% до 254 млн. Выхлопные газы могут распространяться дальше, чем считалось. В среднем автомобилисты на 10 самых загруженных дорогах США теряют в пробках по 140 часов в год — примерно столько мы отрабатываем в офисе в течение месяца. Загруженность дорог в непиковые часы тоже растет, уже до 40% времени, теряемого в пробках, приходится на середину дня и ночь. Среди американских городов чемпионами по простою в пробках в прошлом году стали Вашингтон, Чикаго и Нью-Йорк.
Ученые только начинают разбираться в биологических аспектах воздействия выхлопных газов на нервную систему, особенно во время внутриутробного развития или в результате воздействия, оказываемого в течение всего периода жизни. Пока есть только частные подтверждения, но они не менее тревожны, говорят исследователи. Пока неизвестно, приводит ли регулярное вдыхание выхлопов к долгосрочным последствиям для мозга. Исследователи лишь изучили потенциальное воздействие, исходя из места проживания человека и районов с максимальными уровнями загрязнения. Даже если бы у водителей наблюдался хронический эффект для функций сознания, он вполне мог бы оказаться слишком незначительным для надежного измерения и, возможно, перекрывался бы другими факторами здоровья, такими как стресс, режим питания или физические нагрузки, которые также влияют на работу мозга.