Культура России 17 – 20 века

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пере-жила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Русская поэзия “серебряного века” создавалась в атмосфере общего культурного подъема как значительнейшая его часть . Характерно, что в одно и то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А.Блок и В.Маяковский, А.Белый и В.Ходасевич. Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это явление было уникальным.

Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен кода культура россии xx и неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиоз-ных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рожда-ла в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние “никонианцев” и старообрядцев в особенности развития русской культуры 17 века.). Антиномии “свое” — “чужое”, “Россия” — “Запад” особенно остро сказывались в переходные эпохи. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возрос-ли ее связи с другими странами. Это отразилось на широ-ком применении новейших достижений научно-техническо-го прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и пе-дагогическую работу за рубежом. Самое же важное заклю-чается в том, что Россия обогатила мировую культуру дости-жениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. “Второе дыхание” об-рела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевско-го, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вер-шин достигает философская мысль, что дало основание ве-ликому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху “религиозно-культурным ренессансом”.

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвез-дием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Бул-гаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Иль-иным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, роман-тическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие филосо-фы выпустили сборник “Вехи”, где призвали интеллиген-цию к покаянию и отречению от разрушительных и крово-жадных революционных планов.

Русский “ренессанс” о котором можно прочитать на сайте https://kultyres.ru/ отразил мироощущение людей, жив-ших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народив-шегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предше-ствуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях ря-дом с самыми восторженными вспышками так много боль-ной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на “больные вопросы” россий-ской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.