Как бороться с наркоторговлей?

Жан-Пьер Дентилак, директор национальной жандармерии (1991-1993), прокурор (1998-2002) и председатель палаты Кассационного суда (2006-2008), критически анализирует политику борьбы с наркоторговлей. Провал всех этих мер, по его мнению, связан с неспособностью государств справиться с оффшорными зонами. Кроме того, эксперт предлагает меры эффективного противодействия двум этим бедам.

Политику в сфере борьбы с наркотиками необходимо срочно менять. Дело не только в том, что она стала полнейшим провалом, но и в том, что на ней лежит ответственность за рост потребления наркотиков. Нынешний кризис дает и еще один повод для перемен, так как обращение полученных в результате незаконной деятельности средств влечет за собой развитие «теневого банкинга». Удивительно, но в цикле прекрасно документированных статей, в написании которых принимал участие и бывший глава европейского центробанка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet), никак не отмечается этот важный момент.

В 2007 году директор инвестиционного банка Dillon Read Кэтрин Остин Фиттс (Catherine Austin Fitts) говорила о том, что от 500 миллиардов до триллиона долларов от наркоторговли «служат для финансирования экономического роста». По ее словам, «без этих сотен миллиардов, которые искусственно вливаются в американскую экономику, США погрузились бы в еще более тяжелый кризис, чем в 1929 году».

Как бы то ни было, в первую очередь, необходимо признать, что любые наркотики, в том числе и марихуана, вредны для здоровья, и что любая политика борьбы с наркоторговлей репрессивными методами совершенно нереалистична. Так, что же тогда можно сделать в этой связи?

Продавать марихуану в табачных киосках в упаковке с пояснением опасности ее употребления и указанием пагубных последствий, которые зависят от количества употребления и его продолжительности. Продавать кокаин и героин в аптеках при наличии свидетельства о прохождении медицинской консультации, по крайней мере, за полгода до этого. Организовать необходимые торговые связи со странами-производителями на законных основаниях.

Ужесточить меры наказания для тех, кто тем или иным образом представляет употребление наркотиков в положительном свете, и бороться с любыми видами прямой или косвенной рекламы. Наконец, ввести контрольные меры для обнаружения употребления наркотиков людьми, которым по роду их деятельности необходимо воздержаться от любых средств, способных притупить бдительность и снизить умственные или физические возможности. Речь идет о водителях, пилотах самолетов и всех тех, кто по профессии имеет дело с оружием. В таких случаях употребление наркотиков необходимо жестко наказывать.

Стоит напомнить, что первый закон о борьбе с производством, продажей и употреблением марихуаны был принят в США в 1937 году, после отмены запрета на спиртные напитки в 1933 году. Действовавший 13 лет сухой закон в свою очередь завершился полным провалом и привел к развитию и обогащению преступных групп, некоторые из лидеров которых выступили против отмены запрета во имя… нравственности!

Ответы на основные возражения

Главный момент в критике подобной инициативы заключается в том, что она может способствовать росту употребления. Однако раз нынешний тревожный уровень потребления был достигнут в обстановке запрета, есть все основания полагать, что нынешние показатели наоборот не были бы столь велики, если бы у мафиозных структур не было финансового интереса развивать этот рынок.

Многие подростки и взрослые переступают через этот запрет скорее не в силу осознанного решения, а из-за прекрасно известного всем механизма работы всех этих дилеров, единственная цель которых в том, чтобы набрать побольше клиентов. Их метод заключается в том, чтобы предложить человеку бесплатно попробовать, а затем, когда тот уже «подсядет», превратить приятеля в покупателя.

Второе возражение: законный доступ к марихуане облегчит переход на другие наркотики. Это весьма серьезный момент, но он вряд ли оправдывает запрет, учитывая, что в нынешней ситуации марихуана легко доступна и встречается буквально на каждом углу.

Некоторые опасаются, что уничтожение рынка наркотиков путем их легализации может подтолкнуть наркоторговцев к тому, чтобы перенацелиться на иную преступную деятельность. Хотя это возражение и не лишено оснований, его все же вряд ли можно считать оправданным: нельзя и дальше мириться с системой, которая не только оказалась совершенно неэффективной, но и откровенно способствовала распространению наркомании в течение последних 40 лет. Кроме того, это избавило бы от головной боли полицейских, которые смогли бы направить освободившиеся силы на борьбу с другими преступлениями.

Наконец, некоторые поддерживают инициативы по марихуане, но высказывают сомнения или даже выступают против аналогичных мер для кокаина и героина. Такой вариант таит в себе немалую опасность, потому что преступные организации немедленно перейдут на более активное продвижение двух этих более тяжелых наркотиков.

Положительные моменты перемен

В первую очередь положительные последствия будут ощущаться в кварталах, которые сегодня как болезнью поражены наркоторговлей. Ситуация тем опаснее, что некоторых молодых людей из этих районов привлекает скорее не сами наркотики, а возможность заработать на наркоторговле, «легкая жизнь» мелких, средних и крупных дилеров: «На наркотиках можно сделать карьеру и получить хорошие деньги!»

Еще одним существенным преимуществом может стать высвобождение ресурсов занятых борьбой с наркоторговлей полицейских органов, чья работа, несмотря на отдельные впечатляющие достижения, в целом все равно оказалась провалом. Кроме того, легализация позволит снять напряженность, которая возникает во время досмотра молодых людей на наличие наркотиков.

Далее, она поспособствует уменьшению числа заключенных, которые попадают за решетку не только за торговлю наркотиками, но даже их употребление. Реформа позволила бы избежать и проблем, которыми может быть чревато задержание за употребление с занесением в полицейские базы: это в свою очередь может стать непреодолимым препятствием в некоторых профессиях.

К тому же, она уменьшила бы зависимость наркоманов от дилеров и, как следствие, связанную с ней преступность, а также частично осушила бы резервы «теневого банкинга» и источники снабжения многих террористических движений, которые финансируют свою деятельность благодаря наркоторговле. В 2013 году администрация Обамы заявила, что «Хезболла» представляет собой наркокартель и внесла в черный список две ливанских финансовых организации.

Наконец, она затормозит процесс создания новых, полностью синтетических наркотиков, которые в определенных случаях представляют огромную опасность для здоровья. Некоторые люди покупают их в интернете, чтобы обойти закон, так как они официально не являются наркотиками.

Возможные препятствия

В первую очередь, это касается наркоторговцев (и всех, кто так или иначе получает доходы с наркотиков): они задействуют все имеющиеся у них силы и средства, все влияние в определенных кругах, чтобы сохранить бизнес, который приносит им такие серьезные деньги. Коснется это и части экспертов по борьбе с наркотиками (им пришлось бы менять специализацию, что всегда непросто) и некоторых медицинских специалистов, которые занимаются лечением наркомании и утверждают, что сохранение уголовной ответственности за употребление является важным терапевтическим рычагом.

Этот аргумент необходимо принять во внимание, в связи с чем крайне важно, чтобы смене политики предшествовала широкая информационная кампания так, чтобы отмена официального запрета соседствовала с усилением неприятия наркотиков в обществе.

Условия перемен

В юридическом плане, предварительным шагом к реформе национального законодательства должно стать изменение международной конвенции по наркотикам 1961 года (в ней в частности приводится список запрещенных веществ) или введение оговорок для ее применения. Однако в любом случае, необходимо понимать, что любые политические преобразования в сфере наркотиков не могут осуществлять без обсуждений и дебатов, причем речь идет в первую очередь об общественных дебатах на национальном и общеевропейском уровне, что подразумевает непреклонную и решительную политическую волю.