Намаз, совершаемый после обеда

Наступает тогда, когда тень от предмета два раза длиннее самого предмета (грубо). Заканчивается после захода солнца. Для уточнения подробностей читайте ниже.

« Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакара 2: 238). То есть :“Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (аср) молитву” (Тафсир Ибн Касир” 1/578, “Тайсируль-Карими-Ррахман 97)

ВРЕМЯ НАМАЗА АСР НАМАЗА
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, когда совершать Аср намаз: « Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине» . (ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани. По ханафитскому мазхабу, аср-намаз наступает позже, чем по всем остальным. Длится же время аср-намаз до захода солнца. Когда совершать время послеобеденного намаз для Санкт-Петербурга мы подскажем.

ВРЕМЯ АСР НАМАЗА ПО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ
Существует три мнения в ханафитском мазхабе о том, когда начинается время для выполнения Аср намаза.

1. По одному мнению, имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) говорил, что при определении времени Аср намаза необходимо учитывать «файу ззаваль» или как ее еще называют – тень отклонения. Тень отклонения это минимальную тень предмета, которую предмет отбрасывает, когда солнце находится строго в зените. В результате, время аср намаза начинается, когда тень от предмета равна сумме двух высот предмета и длины тени отклонения.
Этот способ считается наиболее используемым в Ханафитском мазхабе. И большинство халифов этого мазхаба считают передачу этого способа имама Абу Халифа истинной.

2. Следующее мнение переданное от имама Абу Халифа подтверждается его соратниками имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом (да будет доволен ими всеми Аллах), а так же имам Абу Джафар ат-Тахави. Это мнение опирается на другую версию хадиса по этой теме. В ней говорится, что ангел Джибриль (мир ему) начал руководить молитвой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как тень предмета стало равной длине этого предмета плюс тень отклонения.
Предпочтительно брать за основу первое мнение, которое гарантирует исполнение аср намаза вовремя.

3. В ханафитском мазхабе есть еще третье мнение. Передача его идет от имама Асада, одного из соратников имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), которое имам ас-Сарахси передает в книге «аль-Мабсут». По этому мнению между окончанием Зухр намаза и началом Аср намаза есть промежуток времени, равный по времени увеличению тени от предмета на его длину. Причем это время является заброшенным временем – «вакту мугмаль». Это значит, что фард намаза в это время не совершается. Считается, что если совершить в это время намаз, то он будет считаться «када» (восстановленной), а не совершённой вовремя. Поэтому намаз зухр следует сделать до наступления заброшенного времени, а аср намаз – после. Такой способ позволяет соединить две противоречащие друг другу передачи, которые приведены выше.

О НЕОБХОДИМОСТИ СВОЕВРЕМЕННОГО СОВЕРШЕНИЯ СРЕДНЕЙ МОЛИТВЫ – АСР
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорил: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества». (аль-Бухари 552, Муслим 1/435).

Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал : “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»” (аль-Бухари 553).

ВРЕМЯ, КОГДА ПОСЛЕ ПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩЕНО – МАКРУХ
Время, когда солнце становится красным и перестает слепить глаза, приближаясь к горизонту, является порицаемым (макрух) для совершения намаза. По этой причине, мусульманин не должен откладывать аср-намаз до этого времени без уважительной причины « Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана » (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи). Вакти намоз дар когда совершать, смотрите на сайте https://mynamaz.ru/

Если обязательный намаз все же был отложен до времени макрух, его все равно нужно сделать до того, как солнце зайдет за горизонт.

КОГДА НАМАЗ СЧИТАЕТСЯ СДЕЛАННЫМ ВОВРЕМЯ
Время послеобеденной (аср) молитвы длится до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы Аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср» . аль-Бухари 579, Муслим 608. То есть под земным поклоном молитвы имеется в виду первый полноценный рак’ат намаза Аср

О ЗАПРЕТЕ ОТКЛАДЫВАНИЯ АСР НАМАЗА НА ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ БЕЗ ПРИЧИНЫ
Беспричинное откладывание выполнения Аср намаза до конца его времени считается качеством лицемера. Аль-‘Аля ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: « что однажды они зашли к Анасу (да будет доволен им Аллах) домой в Басре, и Анас спросил: “Вы уже совершили послеобеденную (аср) молитву?” Они сказали: “Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!” Тогда Анас сказал: “Совершите аср!” После того, как они совершили молитву, он сказал им: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре рак’ата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»” (Муслим 622).

Къады ‘Ийядразъяснил это так: « В словах «Это молитва лицемера» – порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины! Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!” См. “Шарх Муслим” 2/589.