ВЦИОМ: доля регулярно выпивающих россиян сократилась

Граждане России по-прежнему сталкиваются с нарушением закона, ограничивающего продажу и потребление алкоголя, однако борьба с алкогольной угрозой, начатая Дмитрием Медведевым в 2009 году, продолжает приносить плоды, показывают результаты исследования социологов.

Так, доля регулярно (несколько раз в неделю) выпивающих россиян сократилось с 8% в июле 2009 года до 5% в ноябре текущего года, а тех, кто употребляет алкогольные напитки несколько раз в месяц – с 41% до 33%.

Из чего складывается цена бутылки водки

Однако, по данным ВЦИОМ, за три года возросла доля граждан, которые заявляют, что совсем не употребляют алкоголь – с 24% до 33%.Чаще всего признаются, что употребляют алкоголь, мужчины (77%), жители крупных городов (70%) и респонденты 24-44 лет (74-76%). Совсем не употребляют алкоголь, как правило, женщины (44%) и пенсионеры (58%).

В течение последнего месяца гражданам случалось встречаться с фактами нарушения закона, регулирующего оборот и потребление алкоголя. Чаще всего люди свидетельствуют о случаях распития алкогольных напитков в общественных местах (60%).

Несоблюдение иных законов в повседневной жизни встречается чуть реже: четверо из каждых десяти респондентов сталкивались со случаями продажи алкоголя в местах массового скопления людей (41%), треть – с продажей на территориях, прилегающих к детским учреждениям (34%).

Еще 31% лично видел, как алкоголь продается несовершеннолетним, 29% – рекламу на ТВ/радио/в кино, 27% говорят о случаях продажи алкоголя в нестационарных торговых точках. Реже всего россияне сообщают о фактах продажи алкоголя с 23.00 до 8.00 (23%) и размещении рекламы в аудио/видео/печатной продукции для несовершеннолетних (19%).Тем временем практически каждый шестой (18%) опрошенный сталкивался с ситуацией, когда он не мог приобрести алкоголь по причине запрета его ночной продажи.

При этом респонденты все же находили выходы из такой ситуации: 21% все равно находил места, где продают алкоголь, несмотря на запрет, 18% полагались на свои запасы, 7% брали у знакомых, 2% шли пить алкогольные напитки в бар.

Тем не менее 26% утверждают, что в ситуации невозможности покупки алкоголя они отказывались от его употребления в этот вечер, 10% – дожидались разрешенного для покупки времени, а 9% обходились пивом.

Тем временем, половина респондентов (50%) дают низкую оценку действенности закона по запрету продажи алкоголя в ночное время. Чаще всего так считают малообразованные (53-54%), граждане с низким уровнем доходов (53%), жители средних городов и миллионников (по 56%) и те, кто сам употребляет алкогольные напитки (51%).

Более позитивно настроены 43% опрошенных, как правило, это респонденты со средним специальным и высшим образованнием (45-47%), с высокими доходами (47%) и жители двух столиц (54%).Опрос ВЦИОМ проводился 17-18 ноября в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

По данным мониторинга социальных сетей, проведенного Агентством «Cоциальные Сети», из 516 релевантных сообщений на тему борьбы с алкогольной угрозой большая часть (54%) носила негативный характер, и только в 11% постов зафиксирована поддержка политики ограничения продажи алкоголя, сообщают социологи ВЦИОМ.

В содержательном аспекте, большая часть сообщений посвящена неэффективности принимаемых мер с точки зрения пользователей (88%). Значительная доля постов содержит опасения, что ограничения на продажу алкоголя приведут к росту отравлений суррогатами (31%).

Немало и тех, кто высказывает предположение о стремлении государства установить «сухой закон» (25%). В то же время 14% называют предпринимаемые меры необходимыми и адекватными.

Мониторинг Агентством «Социальные Cети» проведен 1-12 ноября с помощью открытых поисковых систем (Blogs.Yandex.ru, Blogsearch.google.ru) и собственного поискового механизма. Всего обнаружено 516 публикаций.